Часто задаваемые вопросы

• Отменяется обязательство использовать существующие контрольно-кассовые машины с фискальной памятью;
• Отменяется обязанность ведения кассиром-операционистом контрольно-кассовой книги и снятия в конце рабочего дня ежедневного отчёта по каждой контрольно-кассовой машине;
• Отменяется порядок истребования документа, подтверждающего реализацию продукции, выращенной на приусадебном земельном участке, выделенном физическому лицу либо членам его семьи;
• Бесплатно выдаётся базовая часть программного продукта (база) виртуальной кассы Государственным налоговым комитетом;
• Средства в форме бонусов (деньги, баллы и другие единицы), перечисленные на основе условий публичной оферты на банковские пластиковые карты либо на скидочные (дисконтные) карты физических лиц (cashback), которые не рассматриваются в качестве базы налога на доходы физических лиц;
• Независимо от объёма средней дневной наличной выручки, сдавать её в кассы банков через службы инкассации в определённые ими периоды либо самостоятельно;
• Предоставляется право уменьшения суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль или единого налогового платежа либо фиксированной суммы налога, на сумму расходов, связанных с приобретением, установкой, запуском каждой онлайн-ККМ, но не более 10-кратного размера базовой расчётной величины с условием регистрации онлайн-ККМ в органах государственной налоговой службы до 1 января 2021 года.
• оприходования продукции;
• формирования кассового чека;
• интегрирования с фискальным модулем;
• отправки чеков оператору фискальных данных в режиме онлайн;
• формирования Z-отчета;
• управления пользователями;
• работы в режиме оффлайн;
• ведения номенклатуры товаров;
• формирования общих отчётов.
 
• Для субъектов предпринимательства, имеющих наличную денежную выручку при приёме от населения наличных денежных средств, использование онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальной кассы до срока, указанного в графике, осуществляется добровольно, а после истечения установленного срока – является обязательным.
 
• упрощение мониторинга (ведения учёта) торговли;
• контролируются доходы торговли в режиме реального времени;
• прямые связи с государственными налоговыми органами будут сокращены;
• увеличение налоговой базы, за счёт определения реальных продаж товаров, работ и услуг;
• доля теневой экономики уменьшится;
• предоставление качественного и бесперебойного обслуживания субъектов предпринимательства;
• гарантируется надёжность данных;
• усилится общественный контроль в отрасли;
• учёт торговых операций будет вестись автоматически.
 
• программный(ые) продукт(ы) и их комплексы, которые могут быть подключены к фискальному модулю, создающие фискальные документы и обеспечивающие передачу сгенерированных фискальных документов в режиме реального времени оператору фискальных данных, с функцией печати или отправки чеков в электронном виде.
 
• электронные вычислительные машины, иные устройства и их комплексы, имеющие возможность подключения фискального модуля, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в режиме реального времени оператору фискальных данных и имеющие возможность печати фискальных документов на бумажных носителях.
 
• В чеке в пункте «НДС», товарам или услугам, у которых нет НДС, соответствует надпись «Без НДС».
 
• ЦТО оказывают бесперебойные сервисные услуги онлайн-ККМ и (или) виртуальным кассам и регистрацию онлайн-ККМ и виртуальных касс в органах Государственной налоговой службы на основании договора в порядке, установленном законодательством;
• ЦТО могут открывать филиалы или работать на основании партнёрства на любой территории республики при наличии квалифицированных специалистов, необходимых условий и оборудования;
• ЦТО обязан один раз в год проводить обязательные технические и программные проверки устройств онлайн-ККМ и виртуальных касс, установленных субъектам предпринимательства, и вносить результаты проверок в книжку регистрации проверок и в течение трёх рабочих дней в специальную информационную систему, а также отправлять об этом уведомление в персональный кабинет налогоплательщика;
• На период неисправности онлайн-ККМ или виртуальной кассы, ЦТО в течение одного дня устанавливает для стационарной точки торговли или оказания услуг субъекта предпринимательства резервную онлайн-ККМ или виртуальную кассу.
 
• Проводятся дистанционные налоговые проверки онлайн-ККМ и виртуальных касс, то есть, не входя в стационарную точку субъекта предпринимательства, с помощью мобильного приложения, отслеживается фактическая реализация товаров и услуг, и сверяется с данными (чеками) поступившими в базу Государственного налогового комитета. А также через общественный контроль, то есть посредством проверок подлинности чеков, представляемых онлайн-ККМ или виртуальными кассами, с помощью мобильных приложений (информация о приобретённых товарах сравнивается с данными, полученными со стороны ГНК). На основании жалоб граждан за невыдачу чеков или выдачу поддельных чеков, со стороны органов Государственной налоговой службы проводятся выездные налоговые проверки.
 
• специализированное физическое устройство, разработанное оператором фискальных данных, имеющее специально защищенное программное обеспечение, выполняющее функции фискальной памяти, обеспечивающее в утвержденном законодательством порядке криптографическую защиту фискальных данных на основании национальных стандартов, без необходимости использования вычислительных мощностей и программного обеспечения того устройства, к которому оно подключено (USB-token или Smart-карта).
 
• При неисправности онлайн-ККМ или виртуальной кассы или в отсутствии электричества, субъекты предпринимательства оповещают ЦТО, с которым заключён договор (посредством call-центра ЦТО или через персональный кабинет налогоплательщика). ЦТО, в свою очередь, оповещает органы Государственной налоговой службы и в течение одного дня приводит устройство в рабочее состояние или устанавливает резервную онлайн-ККМ или виртуальную кассу. При отсутствии Интернета, онлайн-ККМ или виртуальная касса могут работать в режиме офлайн в течение 24 часов.
 
• Субъекты предпринимательства вправе самостоятельно приобрести онлайн-ККМ или виртуальную кассу любого типа, включённую в Государственный реестр, а также осуществить регистрацию через любой центр технического обслуживания, обслуживающий данное устройство.
Для регистрации необходимо предоставить следующие документы: заявление, копии документов, подтверждающих наличие стационарной торговой (сервисной) точки (договор аренды, кадастр), копия договора с центром технического обслуживания и координаты расположения стационарной точки на карте.
 
В установленном порядке подаётся заявление в Государственный налоговый комитет на основании следующих документов:
• Сведения о резервировании средств на специальный счёт уполномоченного органа в размере стократной базовой расчётной величины, установленной в Республике Узбекистан;
• Копия договора с производителем онлайн-ККМ и (или) виртуальной кассы, либо его уполномоченным представителем;
• Документ(ы), подтверждающий право собственности или пользования недвижимым имуществом по месту его деятельности (копия кадастра или договор аренды);
• Справка о наличии «call-центра». В справке должно быть указано количество операторов и номера телефона;
• Сведения о специалисте (ах), имеющем квалификационный сертификат, выданный производителем или его уполномоченным представителем по гарантийному обслуживанию устройства онлайн-ККМ и(или) программного продукта виртуальной кассы.
ЦТО должен иметь свой сайт и программный продукт, подключённый к специальной информационной системе оператора фискальных данных.
 
В установленном порядке подаётся заявление в Государственный налоговый комитет на основании следующих документов:
• Сведения о резервировании средств на специальный счёт уполномоченного органа в размере двухсоткратной базовой расчётной величины, установленной в Республике Узбекистан;
• Заключение оператора фискальных данных о соответствии техническим и функциональным характеристикам онлайн-ККМ и виртуальных касс;
• Образцы сформированного кассового чека;
• Эталонный образец онлайн-ККМ или виртуальной кассы;
• Технический паспорт (или приравнённый к нему документ) и гарантийные обязательства с подробным описанием технических и функциональных характеристик онлайн-ККМ или виртуальной кассы;
• Гарантийное письмо заявителя о предоставлении запасных частей;
• Документ, подтверждающий авторское право программного продукта онлайн-ККМ или виртуальной кассы (патент). При этом, если документ получен из другого государства, указывается его источник;
• Сертификат соответствия, выданный органом по сертификации для онлайн-ККM.
 
• Субъекты предпринимательства вправе приобрести онлайн-ККМ или виртуальные кассы самостоятельно через центры технического обслуживания, на базарах, в торговых комплексах или других местах.
 
На чеках онлайн-ККМ и виртуальной кассы должны содержаться следующие данные:
• порядковый номер чека;
• заводской номер онлайн-ККМ или серийный номер виртуальной кассы;
• наименование субъекта предпринимательства;
• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
• адрес осуществления денежных расчётов (в случае оказания покупателю услуги доставки – юридический адрес субъекта предпринимательства, осуществляющего доставку);
• наименование товара/услуги;
• код маркировки маркируемых товаров;
• размер товара/услуги;
• цена (стоимость) товара/услуги;
• ставка налога на добавленную стоимость товара/услуги;
• сумма налога на добавленную стоимость товара/услуги;
• форма платежа: наличные, пластиковая карта или смешанная;
• общая сумма платежа;
• дата и время платежа;
• серийный номер фискального модуля;
• фискальный знак;
• QR-код размером не менее 30х30 миллиметров для проверки подлинности выданного кассового чека.
На чеке дополнительно могут указываться и другие реквизиты.
 
• Субъекты предпринимательства при неисправности онлайн-ККМ или виртуальной кассы должны уведомить об этом ЦТО посредством явки в ЦТО, или с помощью звонка в Call-центр, либо через персональный кабинет налогоплательщика.
 
• За обеспечение фискальным модулем и оказание услуг оператором, с субъектов предпринимательства один раз в год взимается плата в однократном размере базовой расчётной величины.
 
• Субъект предпринимательства при краже онлайн-ККМ или виртуальной кассы в течение одного рабочего дня оповещает об этом ЦТО.
 
• За регистрацию онлайн-ККМ и (или) виртуальной кассы в органах Государственной налоговой службы плата не взимается.
 
• На основании статьи 221 Налогового кодекса, при выявлении на торговых (сервисных) точках применения онлайн-ККМ или виртуальных касс, не внесённых в Государственный реестр, предусмотрены меры ответственности.
 
• В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 ноября 2019 года № 943 оператором фискальных данных является ГУП Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, который самостоятельно и на постоянной основе осуществляет работы по приёму, обработке, хранению фискальных данных в режиме онлайн.
 
• Оператор фискальных данных, на основе национальной базы криптографических алгоритмов, оборудованной специальными техническими средствами, используя криптографические методы обеспечения информационной безопасности в режиме реального времени через информационно-телекоммуникационные сети непрерывно принимает, обрабатывает и хранит данные, поступающие от фискальных модулей, закрепленных за онлайн-ККМ и виртуальными кассами, а также формирует базу данных уполномоченного органа.
  
• Реквизиты для оплати за фискальный модуль:
ГУП Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при ГНК Республики Узбекистан
Адрес: 100096, г. Ташкент, ул. Мукими, 166.
Тел.: 71-202-32-32
ИНН: 201589463
ОКЭД: 58290
Р/с: 2021 0000 1004 3120 0010
Банк: АКБ «KAPITALBANK» Мирзо Улугбекский филиал
МФО: 01018
E-mail info@yt.uz
100% предоплата за программное обеспечение на фискальном модуле и годовое обслуживание. Сумма оплаты однократный размер базовой расчётной величины. А также можно получить реквизиты по ссылке https://ofd.uz/uz/pages/46.
 
• Выдачу и последующую установку на онлайн-ККМ или виртуальную кассу специализированного программного обеспечения на фискальном модуле осуществляет центр технического обслуживания, внесённый в Государственный реестр.
 
• Согласно пункту 5 Указа Президента Республики Узбекистан № УП-1504 от 09.08.1996 г. «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчёты с бюджетом», не допускается оплата платежей со стороны третьих лиц.
 
• Согласно пункту 16 Приложения №1 к Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 ноября 2019 года № 943, субъекты предпринимательства до начала осуществления денежных расчётов с населением должны зарегистрировать онлайн-ККМ или виртуальную кассу в органах государственной налоговой службы. Регистрация осуществляется через ЦТО, включённый в Государственный реестр, или его территориальный филиал, который обслуживает данную онлайн-ККМ или виртуальную кассу.
 
• Получить информацию о внесении онлайн-ККМ или виртуальной кассы в Государственный реестр возможно по ссылке https://ofd.uz/uz/pages/check-nkm, введя заводской (серийный) номер.